Как сформировать у ребенка навыки безопасного общения с незнакомыми людьми
Общаясь с детьми и задавая им наводящие вопросы, взрослые могут узнать, какие ситуации при общении с незнакомцами они считают потенциально опасными, а какие – нет. Предположим, безопасной вашему чаду может казаться беседа с женщиной, если она происходит в школе или детском саду. Ребенок считает ее учителем или воспитателем, поскольку всех сотрудников учебного заведения он не знает, а «педагог» имеет соответствующий внешний вид.
Правила безопасного поведения с незнакомыми людьми для
детей
Специалисты по детской безопасности дают
родителям следующие советы по формированию у детей безопасного поведения при
общении с незнакомыми людьми:
- Постарайтесь донести до своего ребенка мысль о
том, что он не обязан помогать незнакомым людям, даже если этого требует
ситуация или общественная мораль. Ваше чадо может помочь незнакомцу,
сообщив о его проблеме родителям или знакомому человеку или рекомендовав
тому обратиться за помощью к взрослым.
- Обучая детей правилам поведения с незнакомыми
людьми, родителям желательно фиксировать внимание ребенка не на том, что
он не должен говорить посторонним (например, подробности быта семьи), а на
том, что ему стоит сказать, чтобы избежать неприятностей и опасных
ситуаций.
- Отработайте вместе с ребенком его действия при
встрече с незнакомым человеком в разных ситуациях. Помните, эти действия
должны быть направлены на пресечение любого общения с незнакомцами. Для
этого ребенку стоит, не вступая в нежелательный диалог, как можно быстрее
покинуть место беседы. После того, как он окажется в безопасности, ему
желательно рассказать о произошедшем с ним случае родителям или знакомым
взрослым. В противном случае под угрозой может оказаться личная безопасность ребенка.
Формирование навыков безопасного поведения у детей
При встрече с подозрительным незнакомцем
на улице алгоритм действий ребенка может быть следующим:
Первый шаг: оценить ситуацию
Детям стоит уяснить, что каждый стоящий перед ними незнакомец – человек потенциально опасный. Неважно, кто это – девочка, мальчик, дедушка или пожилая женщина – если ребенок не знает его (или его не знают родители), то перед ним незнакомый человек а, значит, относиться к нему стоит соответствующе.
Второй шаг: отойти на безопасное
расстояние
Научите ребенка держаться на безопасной
дистанции от незнакомого человека. Для этого отмерьте дома на полу расстояние
два метра и предложите чаду запомнить его. Если подозрительный субъект идет на
сближение, нужно быстро уходить, либо убегать от него в безопасном направлении.
Третий шаг: пресечь общение
Среди злоумышленников найдется немало
прекрасных психологов, которые смогут легко «заболтать» взрослого человека, не
говоря уже о ребенке. В этом случае разговор с сомнительным собеседником дети
могут пресечь словами «Извините, мне нужно спросить разрешения родителей»,
«Простите, не могу Вам в этом помочь, спросите у взрослых» и так далее. Пока
незнакомец пытается анализировать ситуацию и принимает решение (психологи
считают, что на это у человека уходит от двух до пяти секунд), у ребенка есть
время на то, чтобы покинуть опасное место или позвать на помощь взрослых.
Четвертый шаг: уйти в безопасное место
Не давая незнакомцу договорить, ребенок
может подойти к находящимся во дворе знакомым родителям других детей, либо уйти
домой, держа незнакомца в поле зрения. А оказавшись в полной безопасности,
связаться с родителями и сообщить им о происшествии, дословно пересказывая
разговор с незнакомым человеком.
Ребенок и незнакомец: варианты пресечения разговора
Рассмотрим возможные варианты общения с
незнакомым человеком на конкретных примерах.
- Во время игры во дворе к ребенку подходит ровесник
и говорит: «Недалеко отсюда построили новый спортивный городок. Пойдем
посмотрим». Ответ: «Сначала мне нужно спросить разрешения у родителей».
Незнакомец продолжает: «Я думал, что ты уже достаточно большой (большая),
а тебе, оказывается, мама не разрешает. Тебе слабо?». Ответ: «Мне не
слабо. Я поднимусь домой и предупрежу родителей, что пойду на спортивный
городок». После этого ребенок быстро отходит на безопасное расстояние и
идет домой, проверяя, не преследует ли его незнакомец. После его рассказа
родителям стоит спуститься во двор и проверить полученную от него
информацию.
- Рядом с ребенком на улице останавливается
автомобиль, и незнакомая женщина-водитель, улыбаясь, просит: «Сядь,
пожалуйста, в машину и покажи дорогу до улицы Июльской, а то я сильно
опаздываю». Ответ: «Извините, не могу вам помочь». Ваш ребенок быстро
отходит от машины на безопасное расстояние, а затем уходит в направлении,
противоположном ходу движения автомобиля, проверяя, не преследует ли его
женщина. А оказавшись в безопасном месте (дома или во дворе), рассказывает
об этом случае родителям, учителям или другим знакомым взрослым.
- Во время прогулки во дворе к ребенку подходит бабушка и просит: «Помоги мне, пожалуйста, поднять продукты в мою квартиру в соседнем доме на третьем этаже». Правильный ответ: «Извините, не могу вам помочь. Обратитесь за помощью к взрослым». Оказавшись в безопасности, ребенок, как и в других случаях, оперативно связывается с родителями и рассказывает им о происшествии, дословно пересказывая разговор с незнакомцем.
5 вопросов Вашего ребенка, которые не должны быть Вами проигнорированы. 1. Мама, а почему, когда ты уходишь в магазин, дядя всегда сажает меня себе на коленки и смешно меня щекочет? 2. Папа, а если меня попросили сохранить что-то в тайне, я же не должен никому про это рассказывать? 3. Бабушка, а почему на меня сегодня какая-то тётя долго смотрела, ведь это неприлично? 4. Дедушка, я ведь уже большой, раз меня сегодня утром добрый дядя на завтра в гости пригласил?5. Мама, а почему в соседнем дворе горка выше, чем в нашем? Во всех случаях нужно найти время для скорейшей беседы с ребенком. Лучше всего – сразу же. Скажите: «Какой интересный вопрос! Почему ты мне его задал? Ты такой наблюдательный! Молодец, что рассказал мне об этом! За твою наблюдательность тебе полагается приз – прогулка в магазин». Потом принимаем решительные меры, аккуратно и последовательно: - разбираясь с дядей; - выясняя, кто там попросил ребенка сохранить что-то в тайне; - выставляя постоянное наблюдение за детской площадкой в поисках тети; - организуя «встречу» доброго дяди; - узнавая, как ребенок мог сравнить две горки (скорее всего, без разрешения ходил в соседний двор). Слушая Вашего ребенка, старайтесь слышать, что он Вам говорит.
8 шагов помочь ребенку понять, где «свои» и где «чужие»
Задавая ребенку наводящие вопросы, родители могут выяснить, знает ли он, кто для него является незнакомым человеком, и как с ним себя вести.
- Спросите своего ребенка, сколько, по его мнению, у него знакомых. Ответы могут быть следующие: весь класс, весь двор, 40 человек, «только ты и мама» и так далее.
- Попросите его дать определение, кто такой знакомый человек.
- Спросите ребенка, какие люди являются для него незнакомыми. Ответ может быть таким: лысый мужчина в черном пальто, который стоит за углом и задумал недоброе.
- Разберите с ним определения знакомых и незнакомых людей и выучите их.
- Снова задайте ребенку первый вопрос. Убедитесь, что число знакомых уменьшилось в несколько раз.
- Обсудите с ребенком, кто для него знакомый человек. Попросите его назвать людей, которые входят в его ближний круг (родители, бабушка Аня, дядя Костя, водитель Владимир Сергеевич, сосед Юра восемнадцати лет).
- Задайте ребенку вопрос, кто может забирать его из школы или детского сада. Правильный ответ: все из ближнего круга. При этом ребенку стоит предварительно позвонить папе или маме и сообщить им имя человека, который провожает его с занятий.
- Продолжите предыдущий вопрос: а что, если в школу или в детский сад придет незнакомый человек или человек из «второго круга»? Правильный ответ: «Я из школы (сада) не выхожу, сразу звоню родителям». Если это люди из «второго круга», например, одноклассник (одногруппник) с родителями, то с разрешения папы или мамы ребенок может пойти к ним в гости. Если же это незнакомые люди, он остается в школе (детском саду), пока придут родственники или соседи».