Буллинг



Памятка родителям. Буллинг в школе. 

Буллинг (bullying,от англ. bully - хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) – длительный процесс сознательного жестокого отношения, физического, словесного и (или) психологического преследования со стороны одного или группы детей к другому ребенку (другим детям). Многочисленные исследования доказывают, что буллинг имеет очень тяжелые последствия для становления личности и дальнейшей судьбы всех участников этой̆ ситуации – и буллеров (преследователей), и жертв, и зрителей. 

Как догадаться, что ребенок может быть буллером (агрессором)? 
Вот сигналы, на которые следует обратить внимание: 
- Ваш ребенок вспыльчив, неуравновешен (дерётся, обзывается, ябедничает, кусается). 
- Приносит домой дорогие безделушки, имеет собственные деньги, не объясняя причину их появления. 
- Группируется со старшими подростками. 
- Проявляет жестокие наклонности. 
- В мгновение ока переходит от довольства к злобе. 
- В игре навязывает друзьям свои правила. 
- Злопамятен на мелкие обиды, вместо того, чтобы забывать их. 
- Игнорирует указания и легко раздражается. 
- Ведет себя так, будто ищет повод к ссоре. 
- Не уважает родителей или не считается с ними, особенно с мамами. 

Как догадаться, что ребенок – жертва буллинга? 
Вот сигналы, на которые следует обратить внимание: 
· Ваш ребенок не приводит домой кого-либо из одноклассников или сверстников и постоянно проводит свободное время дома в полном одиночестве. 
· Не имеет близких приятелей, с которыми проводят досуг (спорт, компьютерные игры, музыка, долгие беседы по телефону). 
· Одноклассники редко приглашают его на дни рождения, праздники, или он сам никого не приглашает к себе, потому что боится, что никто не придёт. 
· По утрам часто жалуется на головные боли, расстройство в желудке или придумывает какие-либо причины, чтобы не идти в школу, задумчив, замкнут, ест без аппетита, неспокойно спит, плачет или кричит во сне. 
· У него наблюдается пессимистичное настроение, может говорить о том, что боится ходить в школу или покончит жизнь самоубийством. 
· В его поведении просматриваются резкие перемены в настроении. 
· Злость, обиду, раздражение вымещает на родителях, родственниках, более слабых объектах (младшие братья и сестры, домашние животные). 
· Выпрашивает или тайно берет деньги, внятно не объясняя причину своего проступка (особую тревогу стоит проявлять в том случае, когда исчезают крупные суммы денег, дорогие вещи, украшения – деньги могут быть использованы на откуп от вымогателей, покупку алкоголя, наркотиков). 
· Приходит домой с мелкими ссадинами, ушибами, его вещи выглядят так, словно кто-то ими вытирал пол; книги, тетради, школьная сумка находятся в аварийном состоянии. 
· Выбирает нестандартную дорогу в школу. 

Если ребенок подтвердил Вам в разговоре, что он жертва буллинга, то скажите ребенку
· Я тебе верю (это поможет ребенку понять, что Вы в состоянии помочь ему с его проблемой). 
· Мне жаль, что с тобой это случилось (это поможет ребенку понять, что Вы пытаетесь понять его чувства). 
· Это не твоя вина (дайте понять ребенку, что он не одинок в подобной ситуации: многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания или агрессии в тот или иной момент взросления). 
· Хорошо, что ты мне об этом сказал (это поможет ребенку понять, что он правильно сделал, обратившись за помощью и поддержкой). 
· Я постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность (это поможет ребенку с надеждой посмотреть в будущее и ощутить защиту). 

Будьте внимательны к своему ребенку, стремитесь к доверительным отношениям с ним, поддерживаете его в трудных ситуациях, обращаетесь за помощью к педагогам, к специалистам социально-педагогической и психологической службе и администрации школы! 

Так же за помощью вы можете обратиться: 
Филиал «Межрайонный психоневрологический диспансер» 
225710, Брестская область, г. Пинск, ул. Рокоссовского, 8 
e-mail: pnd@pcp.by 
Телефон регистратуры +375 165 61-97-00; +375(29)1214057 
Отделение дневного пребывания +375 165 62-62-19 
Психологи +375 165 37-55-66 
Запись на прием к врачу-психотерапевту 
(по пятницам с 12.00 до 15.00) по телефону +375 165 37-55-15 

Центр дружественный подросткам «Надежда» 
Адрес: 225710 г.Пинск, ул. Завальная,18 
Тел. +375 165 65-16-58 
Центр дружественный подросткам «Надежда» создан с целью оказания комплексной медико-психологической помощи молодежи! 
Для подростков и молодежи от 12 до 21 года, сопричастных лиц, родителей. 
В данном центре специалисты ответят на твои вопросы, предложат варианты решения проблем, помогут найти выход из сложной ситуации. 
Бесплатно, Анонимно, Конфиденциально, Доброжелательно. 
Вы можете прийти или позвонить в любое удобное время с 8:00 до 20:00 (суббота и воскресенье – выходной). 
Предварительная запись по телефону: +375 165 65-16-58 
Индивидуальное консультирование проводят специалисты, прошедшие специальную подготовку. 

«Телефон доверия» – 170 круглосуточно

За что можно привлечь к ответственности буллера и его родителей 
ВАЖНО! В зависимости от вида насилия, его последствий, возраста нарушителя алгоритм действий и ответственность будут различными. Зачастую подростки (да и взрослые) не представляют, насколько серьезную ответственность могут повлечь их действия. Поэтому задача родителей, педагогов и органов профилактики правонарушений среди несовершеннолетних разъяснять подросткам недопустимость буллинга в отношении сверстников. 
1. За административные правонарушения налагается штраф или предупреждение. При повторных действиях в течение года наступает ответственность в повышенном размере. 

Ответственность наступает - 
с 14 лет (ст. 4.3. КоАП) за: 
умышленные уничтожение либо повреждение имущества (ст. 10.9. КоАП), если ущерб до 40 базовых величин (ст. 1.3. КоАП), если свыше этой суммы, наступает уголовная ответственность (части 2, 3 ст. 218 УК); 
мелкое хулиганство (ст. 17.1. КоАП) - агрессор оскорбительным приставанием и другими действиями нарушал общественный порядок, спокойствие граждан, например, в школе; незаконные действия в отношении газового, пневматического или метательного оружия (ст. 23.46. КоАП). 
ВНИМАНИЕ! За хищение предусмотрена административная и уголовная ответственность. Разница — в сумме. Если же применяется насилие или его угроза, то размер суммы для привлечения к уголовной ответственности значения не имеет. 
умышленные уничтожение либо повреждение имущества (ст. 10.9. КоАП), если ущерб до 40 базовых величин (ст. 1.3. КоАП), если свыше этой суммы, наступает уголовная ответственность (части 2, 3 ст. 218 УК); 
мелкое хулиганство (ст. 17.1. КоАП) - агрессор оскорбительным приставанием и другими действиями нарушал общественный порядок, спокойствие граждан, например, в школе; 
незаконные действия в отношении газового, пневматического или метательного оружия (ст. 23.46. КоАП). 

с 16 лет: 
клевету - распространение заведомо ложных, позорящих другое лицо измышлений (ст. 9.2. КоАП); 
оскорбление - умышленное унижение чести и достоинства, выраженное в неприличной форме (ст. 9.3. КоАП). 
ВАЖНО! За повторные в течение года после административного взыскания клевету (ст. 188 УК) или оскорбление (ст.189); за клевету или оскорбление в публичном выступлении, в печатном или публично демонстрирующемся произведении, в СМИ либо в Интернете (признаки кибербуллинга), либо соединенная с обвинением в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления наступает уголовная ответственность. 
С подростками, не достигшими на момент совершения административного правонарушения возраста привлечения к административной ответственности, инспекцией по делам несовершеннолетних проводится индивидуальная профилактическая работа в течение 1 года. 
Если родители или заменяющие их лица не выполняют обязанностей по воспитанию, что привело к совершению детьми до 14 лет правонарушений либо преступлений, им выносится предупреждение либо накладывается штраф до 10, а при повторном в течение года - до 20 базовых величин. 

Возмещение вреда 
Лицо, совершившее административное правонарушение и признанное виновным, обязано возместить причиненный имущественный и моральный вред. Ответственность за не имеющего доходов подростка несут родители или законные представители. 

2. За уголовные преступления предусмотрено наказание вплоть до лишения свободы. 
Ответственность наступает –
с 14 лет: 
кража (ст. 205 УК) - тайное похищение имущества; 
грабеж (ст. 206 УК) - открытое похищение имущества, нередко с насилием, не опасным для жизни или угрозой насилия (ответственность более строгая); 
разбой (ст. 207 УК) - хищение с применением насилия, опасного для жизни или здоровья потерпевшего, либо с угрозой применения насилия; 
вымогательство (ст. 208 УК) - требование передачи имущества сопровождается угрозой насилия к потерпевшему, его близким, распространением клеветнических или оглашения иных сведений, которые они желают сохранить в тайне; 
хулиганство (ст. 339). 

с 16 лет: 
доведение до самоубийства (ст. 145 УК) или покушения на него путем угрозы насилия к подростку или его близким, уничтожения, повреждения или изъятия их имущества, распространения клеветнических или оглашения сведений, которые они желают сохранить в тайне, жестокого обращения с потерпевшим или систематического унижения его личного достоинства. Те же действия в отношении находившегося в материальной или иной зависимости от виновного, либо в отношении несовершеннолетнего предусматривает повышенную ответственность. Эти действия могут быть совершены как учащимися, так и учителями; 
умышленное причинение легкого телесного повреждения (ст. 153 УК) без кратковременного расстройства здоровья либо с незначительной стойкой утратой трудоспособности; 
истязание (ст. 154 УК) - умышленное причинение продолжительной боли или мучений способами, вызывающими особые физические и психические страдание, либо систематические (два и более раз) побои. Если истязают несовершеннолетнего либо находящегося в беспомощном или зависимом положении, то ответственность более суровая; 
нарушение равноправия граждан (ст. 190 УК) - умышленное прямое или косвенное нарушение, ограничение прав и свобод, установление прямых или косвенных преимуществ граждан в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, причинившие существенный вред правам, свободам и законным интересам гражданина; 
причинение имущественного ущерба без признаков хищения, совершенное группой лиц либо в крупном размере ( ч. 2 ст. 216). 
ВНИМАНИЕ! За действия, совершенные группой (два и более) лиц, - ответственность более сурова. 
Тяжкие преступления: убийство, причинение менее тяжких и тяжких телесных повреждений, - мы не рассматриваем, т.к. при буллинге они практически не встречаются.

СПРАВОЧНО.

Главные компоненты буллинга: 
· Это агрессивное и негативное поведение. 
· Оно осуществляется регулярно. 
· Оно происходит в отношениях, участники которых обладают неодинаковой властью. 
· Это поведение является умышленным. 

Существуют следующие виды буллинга: 
1. Физический школьный буллинг – применение физической силы по отношению к ребенку, в результате чего возможны телесные повреждения и физические травмы (избиение, побои, толчки, шлепки, удары, подзатыльники). В крайних случаях применяется оружие, например нож. Такое поведение чаще встречается среди мальчиков, чем у девочек. Подвидом физическогобуллинга является сексуальный (домогательства, насилие, принуждения к сексу). 
2. Психологический школьный буллинг – насилие, связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений или угроз, которыми умышленно причиняется эмоциональная неуверенность. 

Психологический буллинг имеет несколько подвидов: 
· вербальный буллинг – обидное имя или кличка, с которым постоянно обращаются к жертве, обзывания, насмешки, распространение обидных слухов, бесконечные замечания, необъективные оценки, унижение в присутствии других детей. Обзывания могут также принимать форму намеков по поводу предполагаемой половой ориентации ученика; 
· невербальный буллинг – обидные жесты или действия (плевки в жертву либо в её направлении, показывания неприличных жестов); 
· запугивание – использование постоянных угроз, шантажа для того, чтобы вызвать у жертвы страх, боязнь и заставить совершать определенные действия и поступки; 
· изоляция – жертва умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется частью учеников или всем классом. С ребенком отказываются играть, дружить, гулять, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и другие мероприятия. Это может сопровождаться распространением записок, нашептыванием оскорблений, которые могут быть услышаны жертвой, либо унизительными надписями на доске или в общественных местах; 
· вымогательство – от жертвы требуют деньги, ценные вещи и предметы, талоны на бесплатное питание путем угроз, шантажа, запугивания; 
· повреждение и иные действия с имуществом – воровство, грабёж, прятанье личных вещей жертвы; 
· школьный кибербуллинг – оскорбление, унижение через интернет, социальные сети, электронную почту, телефон или через другие электронные устройства (пересылка неоднозначных изображений и фотографий, анонимные телефонные звонки, обзывания, распространение слухов, жертв буллинга снимают на видео и выкладывают в интернет). 

Обычно физическое и психологическое насилие сопутствуют друг другу. 
Насмешки и издевательства могут продолжаться длительное время, вызывая у жертвы травмирующие переживания. 
Потенциально "жертвой" или насильником может стать любой ребёнок при стечении определенных ситуационных, жизненных обстоятельств. Тем не менее, юные насильники - это преимущественно активные, уверенные в себе, склонные к доминированию, морально и физически сильные дети. 

В ситуации травли всегда есть: 
· "Агрессор" – человек, который преследует и запугивает жертву. 
· "Жертва" – человек, который подвергается агрессии. 
· "Защитник" – человек, находящийся на стороне жертвы и пытающийся оградить её от агрессии. 
· "Агрессята" - люди, участвующие в травле, начатой агрессором. 
· "Сторонники" – люди, находящиеся на стороне агрессора, непосредственно не участвующий в издевательствах, но и не препятствующий им. 
· "Наблюдатель" – человек, знающий о деталях агрессивного взаимодействия, издевательств, но соблюдающий нейтралитет. 

Типичные черты обучающихся, склонных становиться "агрессорами" буллинга: 
· испытывают сильную потребность господствовать и подчинять себе других учеников, добиваясь таким путем своих целей; 
· импульсивны и легко приходят в ярость; 
· часто вызывающе и агрессивно ведут себя по отношению к взрослым, включая родителей и учителей; 
· не испытывают сочувствия к своим жертвам; 
· если это мальчики, они обычно физически сильнее других мальчиков; 
· дети, воспитывающиеся в семьях с авторитарным, жестким воспитанием. Будучи запуганными и забитыми дома, они пытаются выплеснуть подавленные гнев и страх на более слабых сверстников; 
· дети, воспитывающиеся в семьях с низким уровнем эмоционального тепла и поддержки (например, сироты в опекунских семьях и т.п.). 

Важно отметить, что не всегда обидчики хотят своим поведением принести вред своей жертве. У них могут быть свои цели: почувствовать свою силу, повлиять на ситуацию, сформировать значимые для себя черты характера. 

"Жертвой" буллинга обычно становятся те дети, которые слабее или чем-либо отличаются от других. 
Чаще всего жертвами насилия становятся дети, имеющие: 
· физические недостатки – носящие очки, со сниженным слухом или с двигательными нарушениями (например, при ДЦП), то есть те, кто не может защитить себя, физически слабее своих ровесников; 
· особенности поведения – замкнутые, чувствительные, застенчивые, тревожные или дети с импульсивным поведением. Гиперактивные дети бывают слишком назойливыми и общительными: влезают в чужие разговоры, игры, навязывают свое мнение, нетерпеливы в ожидании своей очереди в игре. По этим причинам они часто вызывают раздражение и негодование в среде сверстников; 
· особенности внешности – все то, что выделяет ребенка по внешнему виду из общей массы, может стать объектом для насмешек: рыжие волосы, веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особенная форма головы, вес тела (полнота или худоба); 
· плохие социальные навыки – недостаточный опыт общения и самовыражения. Такие дети не могут защищаться от насилия, насмешек и обид, часто не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются со взрослыми, чем со сверстниками; 
· страх перед школой – неуспеваемость в учебе часто формирует у детей отрицательное отношение к школе, страх посещения отдельных предметов, что воспринимается окружающими как повышенная тревожность, неуверенность; 
· отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети) – не имеющие опыта взаимодействия в детском коллективе до школы, могут не обладать навыками, позволяющими справляться с проблемами в общении; 
· особенности здоровья – существует масса расстройств, которые вызывают насмешки и издевательства сверстников: эпилепсия, тики, заикание, нарушения речи и другие болезненные состояния; 
· низкий интеллект и трудности в обучении – слабые способности могут являться причиной низкой обучаемости ребенка. Плохая успеваемость формирует низкую самооценку: "Я не справлюсь", "Я хуже других" и т. д. Низкая самооценка может способствовать в одном случае формированию роли жертвы, а в другом – насильственному поведению как варианту компенсации. Поэтому ребенок с низким уровнем интеллекта и трудностями в обучении может стать как жертвой школьного насилия, так и насильником. 

Роли обидчиков и жертв не являются постоянными, они могут меняться: жертвы могут стать обидчиками и наоборот. Иногда кто-то из одноклассников берет на себя роль спасателя, защищая жертву перед обидчиком. Однако достаточно часто эта роль становится неоднородной, так как спасатель начинает испытывать на себе силу преследователя, он превращается из спасателя в жертву, а иногда и просто в жертву данной ситуации. 
Если мальчики чаще прибегают к физическому буллингу (пинки, толчки и т.п.), то девочки охотнее пользуются косвенными формами (распространение слухов, исключение из круга общения). Девочкам труднее справиться с проблемой буллинга, чем мальчикам. 
Чаще всего "жертвы" буллинга молчат о том, что над ними издеваются. Распознать его можно по поведению и настроению ребенка. "Жертва", как правило, ощущает свою беззащитность и угнетенность перед обидчиком. Это ведет к чувству постоянной опасности, страху перед всем и вся, неуверенности и, как следствие, к утрате уважения к себе и веры в собственные силы. Другими словами, ребенок - "жертва" становится действительно беззащитным перед нападками хулиганов. Крайне жестокий буллинг может подтолкнуть "жертву" на сведение счетов с жизнью. В связи с этим окружающим близким людям необходимо проявлять предельное внимание даже к незначительному изменению в поведении ребенка. 

Для подростков, ставших жертвами буллинга, характерно следующее: 
· притворяются больными, чтобы избежать похода в школу; 
· боятся одни идти в школу и домой, просят проводить их на уроки, часто опаздывают; 
· меняется поведение и характер ребенка; 
· явные симптомы страха, заключающиеся в нарушениях сна и аппетита, ночном крике, энурезе, заикании и нервном тике, нелюдимости и скрытности; 
· частые просьбы дать денег, воровство; 
· снижение качества учебы, потеря интереса к любимым занятиям; 
· постоянные ссадины, синяки и другие травмы; 
· молчаливость, нежелание идти на разговор; 
· суицидальные намерения и как крайняя степень – суицид. 

Указанные проявления не всегда говорят о том, что ребенок стал "жертвой" буллинга. Между тем, если данные симптомы отмечаются постоянно, то стоит заподозрить неладное и провести небольшое следствие для установления причин, вызвавших изменения в поведении ребенка. 

Каковы могут быть последствия для жертвы буллинга? 
Плохие отношения с одноклассниками могут стать причиной низкой успеваемости. У ребенка пропадает желание ходить в школу, у него могут развиться различные невротические и даже психические расстройства. Подозрительность, неверие в добрые намерения других людей – естественное состояние нормальной психики, в течение долгого времени подвергавшейся атаке отвержением. Самое страшное, что регулярные издевательства способны спровоцировать попытку самоубийства или покушение на кого-то из преследователей. Травля наносит непоправимый ущерб не только психике жертвы. Не менее вредна ситуация травли для наблюдателей. Они рискуют так и остаться безвольными пешками в руках более сильных и предприимчивых. А решение, принятое под влиянием большинства, вопреки голосу совести, и постоянный страх оказаться на месте жертвы способствуют снижению самооценки, потере уважения к себе. Агрессоров же развращает безнаказанность, они усваивают, что подобными методами можно управлять окружающими.